Когда статистика радует
Показатели начала мая (майские праздники) обычные. Характерно уже то, что в дни Первомая проехать по Симферопольской трассе было практически невозможно из-за обилия машин, направляющихся на ЮБК. Примерно 30% этих машин «поворачивали» в Алушту. И даже погода не повлияла на количество отдыхающих. В первые дни мая состоялся седьмой журналистский автопробег «Легенда Крыма», который всегда собирает большое количество людей. Приехавшие на автопробег россияне сказали, что летний отдых в Алуште они запланировали несмотря ни на что.
НО! Приходится констатировать, что Алуштинская набережная была не совсем готова к такому количеству туристов – предприниматели, торгующие на набережной, «поймали волну» только через пару дней. Они, видимо, даже не ожидали, что будет так много отдыхающих.
С начала курортного сезона (с начала 2009 года) в Алуште отдохнули около 17 тыс. человек. Это почти на 1 тыс. туристов меньше, чем в прошлом году (показатель 2008 года – около 18 тысяч). Число работающих здравниц на 6 мая – более 30. В прошлом году на начало мая этот показатель составлял 25 здравниц. На сегодняшний день в санаториях, пансионатах и домах отдыха Большой Алушты отдыхает около 4 тыс. человек. Это на 2% больше, чем в прошлом году (показатель 2008 года – 3 тыс. 800 отдыхающих).
На сегодняшний день наибольшее число отдыхающих среди всех здравниц Алушты – в санатории «Киев». Там отдыхает 420 человек (наполняемость – 100%). Также среди лидеров – санаторий «Славутич» (в нем отдыхает сейчас 400 человек – это 90% емкости санатория), санаторий «Алушта» (в нем отдыхает 350 человек – 65% коечной емкости). Это традиционные для мая показатели. И практически все путевки в здравницы Алушты на лето уже распроданы.
Или законопослушание – или сила власти
– Самая большая наша проблема – это незаконная торговля. Каждый год городская власть мужественно собирается ее ликвидировать, но ежегодно ситуация с незаконной торговлей повторяется. В этом году надежда на охранные фирмы «Каскад-4» и «Шелест», которые будут обеспечивать своевременную борьбу с торговцами-нелегалами. Но пока дело не будет решено на властном уровне, ситуация не изменится, – уверен Валерий Петровский. – Еще одна большая проблема – это нехватка пляжных территорий. Пляжи в Алуште перенасыщены. Нужно увеличивать их площадь за счет навесных соляриев или производить подсыпку гальки.
Еще один актуальный вопрос – мини-гостиницы. На местном уровне мы можем устанавливать их статус как гостиниц, но не определять налогообложение. Ведь сейчас нет налога на недвижимость, который поставит всех – и большие здравницы-комплексы, и минигостиницы – в одинаковые условия. Сегодня тем, кто предоставляет услуги подобного рода, легко уйти от ответственности, от налогообложения. Хозяева минигостиниц, в лучшем случае, берут патент на сдачу жилья в наем и этим ограничиваются. Без желания самих хозяев минигостиниц работать легально дело с мертвой точки не сдвинется.
Что касается регионов Большой Алушты, Партенит и Малый Маяк всегда востребованы. На Восточном побережье многие здравницы и иные курортные объекты каждый год сталкиваются с одной и той же проблемой. Они строились без канализации, а это чревато негативными последствиями для экологии региона. В этом одна из наибольших проблем в селах Восточного побережья: нередко СЭС запрещает здравницам работать в таких условиях. Ведь они стоят на выгребных ямах, и стоки уходят в море. А море должно быть чистым, ведь ради него люди приезжают в наш регион.
Большая часть Украины – это курортно привлекательные регионы, а в нашей стране даже нет Министерства курортов, оно действует только в Крыму. А нужно говорить об «Украине туристической» и развивать это направление экономики.
Славянское братство
Число туристов, отдыхающих в Алуште «по традиции», из-за чувства ностальгии, составляет около 30% всех приезжих. Но говорить, что Алушту всюду знают как курорт, конечно, нельзя. Наш город не на слуху. И это большой минус. Наша реклама зачастую не доходит до тех людей, для кого она создается и кому она действительно интересна. Ведь во всем бывшем СССР немало людей, для кого отдых в Алуште был бы идеальным решением в отношении их требований к отдыху и наших возможностей. Им надо только рассказать об Алуште. И рассказать именно то, что нужно.
Цены в нашем городе немного уступают ялтинским. А основной плюс Алушты – это географическое положение и природа. Если «раскрученная», известная во всем мире Ялта, красивая и дорогая, находится в своеобразной «чаше», со всех сторон окруженная давящими горами, то Алушта – город легкий, открытый, нешумный. Воздух и море, природа, климат здесь – уникальны.
В основном, в Алушту приезжают гости из ближнего зарубежья – россияне, белорусы. Они любят недорогой отдых, поэтому часто останавливаются в селах Алуштинского региона. Число туристов из дальнего зарубежья, стран Европы – до 20%. Основной поток отдыхающих – это украинцы, представители среднего класса.
Хотя сейчас в нашем регионе начали развивать отдых VIP-класса. Например, «Рэдиссон САС Резорт Алушта», «Море» другие здравницы возводят в Алуште коттеджи для дорогого отдыха очень богатых клиентов. Насколько они будут востребованы – покажет время. Ведь традиции элитного отдыха в Алуште заложены еще в императорские времена, когда его центром был Профессорский уголок. И положительные тенденции уже прослеживаются: практически на протяжении всего года пансионат «Море» востребован, и число отдыхающих в нем стабильно.
«Полюби свой город!»
Будущее нашего региона, по мнению начальника отдела по курорту и туризму Алуштинского горсовета, – за развитием бальнеологического курорта. Это будет способствовать продлению курортного сезона. Но для этого необходима массированная реклама минеральных источников Савлух-Су и Ай-Йори, которые действуют на территории Большой Алушты. Следует построить в регионе хотя бы несколько бесплатных бюветов, что, по прогнозам, увеличит приток в Алушту отдыхающих в среднем на 20%.
Алуште нужна качественная реклама. Ведь потенциал – курортный, туристический, природный – у нашего региона огромен. В Алуште успешно развивается винный туризм, спелеотуризм, дайвинг, климатолечение, горные путешествия, конный туризм, паломничества по святым местам. В городе есть интересные музеи, выставки, постоянно проводятся яркие праздники. Здесь могут отдыхать взрослые и дети, популярен семейный отдых, здравницы работают качественно.
Каждый может выбрать отдых для своих интересов и своего кошелька. Алушта в этом отношении находится практически в идеальном положении. Этим только нужно уметь воспользоваться, применить опыт, знания, желание работать и развивать свой город, а не просто стремление заработать.
– Нам, жителям Алушты, надо в первую очередь полюбить свой город, – уверен Валерий Петровский. – И беречь его. И те, кто построили свои пансионаты-дворцы на набережной, на своем примере должны показать, что Алушта для них – не просто объект получения сверхприбылей, а предмет гордости. Хозяевам «дворцов» стоит хотя бы привести набережную вокруг своих объектов в порядок, чтобы показать всем: такой должна быть идеальная набережная Алушты!
«Летят утки»…
Все люди, распространяющие любую негативную информацию о Крыме, должны понимать, что никакие политические и информационные провокации не уменьшат реальной привлекательности крымских курортов. Люди все равно поедут отдыхать на курорты Крыма.
– Все мы готовы к тому, что летом в Алушту людей приедет меньше, чем обычно, – говорит В. Петровский. – Прогнозы о сложном курортном сезоне – 2009, который обусловлен кризисом, звучали с начала года. Но мы полны оптимизма и готовы принять любое количество отдыхающих.
В то же время, все привыкли, что ежегодно в преддверии курортного лета на нас обрушивается информация то о НАТОвских учениях, то о надвигающемся стихийном бедствии, то о птичьем гриппе.
Топ-новостью этой весны стал свиной грипп. Но украинцев сложно испугать чем-то, что связано с нашим культовым продуктом – салом и свининой. По словам Главного государственного санитарного врача Автономной Республики Крым Марии Кровяковой, паника в отношении опасности заражения свиным гриппом нагнетается искусственно.